Архив



Пермские ворота


Николай Полисский

Пермь, Сад камней


«Пермские ворота» – емкий образ малой родины. Вознесенные в небо хаотичные бревна – метафора прикамского леса, который сплавляли по Каме. «Пермские ворота» имеют форму триумфальной арки, ориентированной на четыре сторона света. Это означают стремление к открытости и переменам. Использование древесины – символический мостик, связующий пермское прошлое (деревянные боги) и настоящее, возвращающее жителя современного мегаполиса к собственным корням. 12-метровые «Пермские ворота» Николая Полисского обещают стать самым масштабным городским паблик-артом в России и ключевой достопримечательностью Перми. Этот памятник можно смело назвать чудом архитектурного проектирования, в котором традиция русского деревянного зодчества переплелась с инженерными инновациями XX века. В творчестве Полисского до «Пермских» уже были «Лихоборские ворота» в Москве. Но если деревянный инвайронмент в столице кажется шедевром самодеятельности и напоминает архаические постройки, то «Пермские ворота» выглядят уже как настоящая «бревенчатая триумфальная арка» (Владислав Сурков, журнал «АртХроника») в виде трехмерной буквы «П». Это настоящий монумент, который выполняет целый ряд функций в городской среде: маркирование места (ворота открывают еще один открыточный вид и место для фотографирования), рекреация (идеальный объект для созерцания и отдыха), а также элемент благоустройства (ворота организовали пространство вокруг, выполнив роль доминанты). Ворота возвышаются рядом с так называемым Садом камней – и это символичное соседство: современные города – это сплошь сады камней, бетона и асфальта. В таком окружении «Пермские ворота» становятся настоящим экологическим памятником, который бесконечно облагораживает и оживляет индустриальную текстуру города, прорастая в ней еловыми бревнами. То, что памятник имеет такую «ершистую», всклокоченную структуру, делает его очень модернистским, ярким, таким характерным персонажем с собственным настроением и посылом к гражданам. По словам Николая Полисского, замысел «Пермских ворот» родился у него еще в 2008 году, когда художник впервые приехал в Пермь. Экспедиция по городам Пермского края, в ходе которой художник познакомился с культурой и природой региона, также стала источником вдохновения при создании этого проекта. Сам автор и многие зрители увидели в этом памятнике посвящение реке Каме, которая на протяжении столетий была главной магистралью для сплава леса. В «Пермских воротах» сконцентрирован емкий образ малой Родины с глубокими национальными и историческими корнями.