Архив



Выставочный зал ЦСК «Гараж»


Артем Китаев, Николай Мартынов, Леонид Слонимский, Максим Спиваков, Артем Стаборовский

Москва, Парк культуры

Фотограф:
Юрий Пальмин, Николай Малинин

Мне позвонил художник Максим Спиваков: «У меня странное предложение. Мы тут построили небольшой павильон в Парке Горького, нужно его поснимать». Этот звонок заинтересовал меня сам по себе, еще до того, как я увидел объект. Пару десятков лет я посвятил работе с авторской архитектурой, в которой именно личность автора, проявленная в здании, требует визуальной фиксации, пристального внимания со стороны фотографа и в конечном итоге трансляции городу и миру.
За это время поменялось многое, в частности, сопротивление строительного материала уменьшилось, вместе с ним постепенно стала отходить на задний план роль ремесла. Пространство идей и форм обезличивается вместе с кризисом понятий авторского права и интеллектуальной собственности. И вот, наконец, художник проектирует функциональный объект.
Здесь я, конечно же, немного утрирую: павильон «Гаража» разработан и построен коллективом профессиональных архитекторов, выпускников мастерской Евгения Асса, но и присутствие в этом коллективе неархитектора, и отсутствие имени руководителя мастерской свидетельствуют об интересной тенденции. Мне кажется, что вольно или невольно люди, занимавшиеся этим объектом, значительно больше интересовались чудом взаимодействия функции, формы и материала, нежели вопросами самовыражения и порождения уникальности.
Павильон «Гаража» не декларативно анонимен, в нем присутствуют в правильных долях грамотное и остроумное цитирование «Шестигранника» Жолтовского, изящная трактовка временности сооружения, красивые кривые и профессиональное отношение к непростому материалу: строительной сетке на каркасной конструкции. Интересно, что эту сетку многие стали называть марлей - на мой взгляд, это любопытный пример игры с масштабами, явно сознательной.
Взаимодействие павильона со светом и погодой снаружи и содержанием выставки изнутри - это почти идеальная функция клеточной мембраны, настроенной на дифференцирование передаваемой информации. Двойной слой сетки распределяет направленный солнечный свет, при этом рассеивает его, но не настолько, чтобы полностью исключить блики, которые вводят дополнительные подвижные линии в выставочные пространства. Экспонаты просвечивают наружу ровно настолько, чтобы заинтересовать зрителя, но не дать возможности прямого взаимодействия. При этом напрочь отсутствует дидактичность бионической архитектуры, упивающейся своей продвинутостью. В пасмурную погоду павильон растворяется и тонет в окружении, и это растворение так же не декларативно и естественно, как и сумеречная подсветка, выхватывающая фрагменты марлевой мембраны на фоне нехитрого ландшафта у Пионерского пруда.

Текст: Юрий Пальмин, «Проект Россия», № 65